Делаем структуру сайта для SEO: 15 советов по архитектуре сайта
В статье:
-
Что такое архитектура сайта
-
Советы для работы с архитектурой сайта:
-
Анализ интентов
-
Работа со структурой
-
Работа над страницами
-
Перелинковка
-
Что такое архитектура сайта
Архитектура сайта — это структура страниц и программной части сайта. В нее входит навигация, сеть ссылок, «хлебные крошки», страницы категорий, файлы карты сайта и так далее.
Работа со структурой — одна из методик SEO. Она влияет на работу пользователей с ресурсом и на восприятие его поисковыми роботами. Грамотно выстроенная архитектура направляет пользователей и ботов на важные страницы, помогает им найти на сайте то, что они ищут.
Свежей статистики у нас нет,но несколько лет назад Zyppy переработали неудачную структуру, использовав часть советов из этого списка на своем проекте. Они засекли рост трафика на 175% за несколько месяцев.
Если использовать все советы, трафик может вырасти еще больше.
Советы для работы с архитектурой сайта
15 пунктов, разделенных на тематические кластеры.
1. Удовлетворите потребности пользователей
Структура семантики основывается на трех составляющих:
- Частотность спроса
- Интент пользователя, нужна ли ему эта страница и зачем
- Кластеризация собранной семантики по топу
Остановимся подробнее на интенте. Когда вы работаете с навигацией на сайте и внутренними ссылками, задайте себе три ключевых вопроса:
- Что ищут пользователи?
- Какую информацию им предложить?
- Что еще им может быть интересно, то есть какие страницы связать друг с другом?
Приведите страницы в соответствие интентам — потребностям. Страница не будет хорошо ранжироваться, если на ней не тот контент, который хотят видеть пользователи. Как это сделать — рассказываем в статье.
Если страница удовлетворяет потребности пользователя, это показывают поведенческие факторы: уровень кликабельности сниппета в выдаче, время просмотра страницы, количество отказов и другие.
Этим же принципом нужно руководствоваться при составлении навигации, подбирая и связывая такие страницы, которые интересуют пользователя и нужны ему, чтобы закрыть все вопросы и сделать заказ.
Если сайт удачно построен, пользователь сможет максимально быстро решить свою проблему и найти на нем то, что нужно.
На сайте магазина REI большой каталог и много страниц, но они сделали четкую навигацию:
- ссылки помогает людям быстро переходить на нужную страницу;
- страниц много, поэтому контент структурирован по темам;
- другие важные страницы видны вне навигации справа.
Все решения по перестройке структуры нужно принимать на основе данных по посещениям сайта и анализа своего ресурса, чтобы сделать сайт удобнее для пользователей и понятнее для поисковых краулеров.
Проведите аналитику и определите:
- какие страницы имеют большую посещаемость;
- какие совпадают с пользовательскими запросами;
- с какими дольше взаимодействуют;
- на каких выполняют конверсионные действия.
Страницы с высокими показателями по этим параметрам должны быть заметнее на сайте. Страницы с меньшими результатами скорее всего не так важны.
К примеру, если на страницу «О нас» мало переходов, когда она выделена в шапке и занимает важное место в навигации сайта, то скорее всего она не так интересна клиентам, и ее можно переместить, поставив на ее место в навигацию более важные страницы. Подробнее о том, как отследить конверсию и ранжирование, в статье.
Другое дело, если страница действительно важна для конверсии, на нее ведут CTA — конверсионные кнопки с других страниц, а переходов мало. Возможно, вы выбрали неудачный вариант CTA. Проведите A/B тестирование разных вариантов кнопок с разными текстами, поменяйте местоположение, внешний вид или формулировку. Как успешно провести тестирование, если опыта нет — в статье.
2. Упростите архитектуру: важные ближе к главной
Чем меньше кликов нужно, чтобы добраться до страницы, тем ее легче найти, а чем ближе она к главной, тем она важнее.
Многие оптимизаторы применяют «правило трех кликов»:
Ни одна важная страница на сайте не должна быть на расстоянии больше трех кликов от главной или другой страницы с высоким авторитетом.
Поисковый бот обходит страницы как бы ярусами: сначала главную, потом страницы второго уровня вложенности, затем третьего и так далее. Чем ближе страница к главной, тем быстрее он ее посетит. Ссылка на новый пост с важной страницы даст боту сигнал о том, что ее тоже нужно просканировать.
В этом плане правило трех кликов полезно. Но это скорее не правило, а рекомендация. Могут возникать ситуации, в которых это бессмысленно, но лучше стараться не размещать важные страницы далеко от главной.
Почитать по теме:
Правило трех кликов — миф?
У вас может возникнуть вопрос: почему бы не связывать все страницы с главной, чтобы они все оказались важными? Есть минимум две причины так не делать:
- Слишком большое количество ссылок имеет свои недостатки, к примеру, размывает авторитет, который можно было бы передать нескольким важным страницам.
- Архитектура в один ярус лишает возможности организовать контекстуальную иерархию в контенте, а это важно для поисковых систем.
Как проверить уровень вложенности
Если на вашем сайте много страниц, будет тяжело определить количество кликов для каждой страницы вручную. Авторы предлагают воспользоваться сервисами для SEO-аудита, которые помогут определить уровень вложенности. К примеру, это Screaming Frog, Ryte, Moz, SEMrush и другие. У OnCrawl к тому же есть хороший отчет о внутренних ссылках.
Большинство сервисов считают уровень вложенности, начиная с главной страницы. Иногда это затрудняет понять общую архитектуру сайта, поэтому авторы отдельно рекомендуют сервисы для визуализации архитектуры: WebSite Auditor и Sitebulb. К тому же это позволит найти одиночные страницы и связать их с чем-нибудь.
Грамотно распределить вес и разместить важные страницы ближе к главной поможет четкая организация структуры сайта.
3. Проработайте структуру
На небольших личных блогах или сайтах местных пиццерий структура обычно несложная. Но большие порталы, к примеру, с 250 тысячами страниц требуют организованности и особого внимания.
Поместить важные страницы ближе к главной помогает так называемая плоская архитектура — структура сайта, где для перемещения с главной на любую внутреннюю страницу нужно как можно меньше кликов, при этом все страницы связаны.
Плоская структура помогает Google и другим поисковым системам сканировать 100% страниц сайта.
Такую организованную структуру можно сделать по модели SILO.
SILO-структура
«SILO» означает «бункер, «закрытая система». SILO-структура — это плоская структура ресурса, основанная на семантике контента, подразумевающая распределение тем по иерархии.
Страница-хаб объединяет контент в общую ветку, а структура SILO отвечает за распределение внутри этой ветки.
Каждая ступень иерархии связана со ступенями выше и ниже себя. Это помогает пользователям ориентироваться и лучше понимать содержимое.
Страницы-хабы находятся вверху иерархии и обычно содержат:
- навигацию, в том числе «хлебные крошки»;
- контекстные ссылки;
- структуру URL.
О них еще будет идти речь в материале. Важно то, что нужно группировать контент по темам и структурировать его от общей категории к конкретным позициям.
Что о структуре SILO думает Игорь Рудник,
руководитель биржи Collaborator и сервиса крауд-маркетинга Referr:
«Если кратко — ничего лучше SILO-структуры нет.
SILO-структура — это в первую очередь про логику для пользователя, чтобы товары или статьи на сайте было легко найти. Конечно, в первую очередь это важно для интернет-магазинов и маркетплейсов, где большое количество позиций.
При этом, если структура сайта выстроена логично, то это дает вам следующие преимущества:
- масштабируемость — вы сможете без проблем добавлять новые товарные категории, новые товары и ваш сайт все также будет оставаться понятным для людей и поисковых систем;
- «дружба» с поисковыми системами — они смогут легко краулить, индексировать ваш сайт; это очень важно, когда у вас хотя бы десятки тысяч товаров, а тем более сотни тысяч и миллионы SKU;
- легкая организация внутренней перелинковки — для логичной структуры легко организовать внутреннюю перелинковку».
Если не внедрять структуру с родительскими категориями, а делать перелинковку без четкой системы, могут появиться так называемые страницы-сироты, на которые не ссылаются другие внутренние страницы сайта.
Страницы-сироты
Пользователи и боты ПС не смогут найти такую страницу во время перемещения по сайту, это вредит ее посещаемости и ранжированию.
Если вы заметили, что какая-то из страниц проседает по трафику и позициям, проверьте внутренние ссылки.
Консоль поиска> Поиск трафика> Внутренние ссылки> введите URL своей страницы:
На консоли появится количество ссылок и источники:
Если у страницы не оказалось ссылок, внедрите ее в вашу систему внутренней перелинковки: определите категорию, устройте перекрестный обмен ссылками со страницами схожей тематики.
Почитать по теме:
Как настроить передачу ссылочного веса с помощью внутренней перелинковки
4. Задействуйте страницы-хабы
В SILO-структуре участвуют страницы-хабы — важные обзорные страницы с общей темой или категорией, которые объединяют дочерние категории и подробные темы в одну. Разберем, какими они должны быть.
Зачем нужны хабы:
- Дают понять, о чем темы в этом разделе.
- Отвечают на вопросы, которые могут возникнуть у пользователей.
- Содержат ссылку на важные подтемы и категории продуктов.
- Удобнее для пользователя, чем общие страницы категорий.
- Делают тему значимой.
Пример хаб-страницы Consumer Reports:
Лучше, когда на страницу-хаб указывают много релевантных ссылок, чтобы они могли передать вес ссылок и на дочерние темы.
Страницы категорий часто сами по себе являются страницами-хабами, потому что часто уже содержат много естественных ссылок. Размещайте на таких страницах дополнительную информацию, кроме список подкатегорий или статей и продуктов, ставьте ссылки на релевантные страницы, которые помогут пользователю.
это текст ссылки, находится между открывающим ‹a› и закрывающим ‹/a› тегами.
это текст ссылки, находится между открывающим ‹a› и закрывающим ‹/a› тегами.
Проверить сайт по 70+ параметрам поможет сервис «Анализ сайта». Он проанализирует оптимизацию и технические характеристики главной и внутренних страниц, сравнит с конкурентами и покажет динамику позиций по регионам.
Неделю пробуйте расширенный тариф бесплатно и оставайтесь, если понравится! Попробовать
5. Используйте иерархическую структуру URL
При организации вашего контента часто лучше использовать URL-адреса, которые отражают структуру, то есть страницу-хаб и подкатегорию, где находится исходная страница.
Зачем нужна иерархическая структура URL:
- Пользователи могут по URL понять, где находятся.
- Ключевые слова в URL-адресе могут помочь в ранжировании и CTR.
- Плюс к ранжированию: Google использует показатели уровня вложенности страницы, чтобы какое-то время определять по этому важность и релевантность новых URL-адресов.
Некоторые веб-мастера «подделывают» плоскую структуру каталогов, размещая все URL-адреса в корне или ограничивая папки. Хотя этот метод может иметь свои достоинства, для Google важнее то, сколько кликов до перехода на страницу контента, а не сколько информации между слешами в ее URL. Размещение ваших страниц в разных категориях дает Google дополнительный контекст о каждой странице в этой категории .
6. Используйте HTML карту сайта
Почти все понимают важность HTML-файлов карты сайта, но такие файлы, встроенные в веб-страницы, встречаются все реже. Некоторые специалисты предлагают их вернуть.
HTML-карта сайта находится на сайте, но не в файле HTML, она доступна пользователям для чтения и предоставляет посетителям сайта и поисковым роботам подсказки о структуре сайта и актуальных ссылках.
В HTML-карте для газеты New York Times отражена каждая страница на сайте, они выстроены по дате, формату контента и теме:
HTML-файлы карты сайта более эффективны на крупных сайтах, где структура сайта может быть очевидна не сразу, или маршруты сканирования не идеально оптимизированы. Но и сайтам помельче могут пригодиться карты сайта, поскольку они могут помочь пользователям ориентироваться.
7. Внедрите «хлебные крошки»
«Хлебные крошки» — навигационная цепочка по сайту, которая показывает путь SILO-структуры контента от корня сайта до страницы, на которой находится пользователь.
Крошки полезны для юзабилити, потому что помогают пользователю ориентироваться на сайте и возвращаться на предыдущие категории, а еще они добавляют внутренние ссылки на категории и подстраницы, так что поисковые системы индексируют ссылки из «хлебных крошек».
Заострим внимание на их роли в архитектуре сайта:
- определение относительной позиции URL-адреса в иерархии;
- связывание материалов внутри SILO-структуры контента;
- навигация по сайту для посетителей.